«Встал над Уралом город Оренбург». История Набережной и спуска к реке Урал.

301
Фото: историческийбагаж.рф

Спуску к Уралу в Оренбурге снова нужен ремонт. Да что ж такое! Штукатурка отваливается, по лестнице и стенам — сколы, трещины. Там, где должен был быть вазон, — пустота. На камне серьезные сколы. Вот раньше делали на все времена! И материалы качественные были!

Наверное именно так вспоминает набережную каждый 3 житель Оренбургской области. Однако правда ли то, что проблемы с набережной пришли вместе с коррупцией, «китайщиной» и безответственностью? Или на нашей набережной лежит проклятье? Давайте разберемся!

Приведение берега р. Урал с располагавшимися на бульваре садиками «в более благообразный вид», было начато Оренбургской городской думой в конце XIX века.

6 июня 1900 г., в результате сильного ливня «только что построенная на берегу Урала» деревянная решетка на каменном фундаменте вместе с каменным основанием почти наполовину обрушилась в реку. Каменная стена набережной напротив 2-го Оренбургского кадетского корпуса (ныне — здание по адресу: улица Советская, д. 1) «обвалилась совершенно на протяжении 6-7 аршин (4-5 м) в длину, а часть стены влево от памятника дала значительную трещину и угрожала падением». Журналисты «Оренбургской газеты» сообщили, что среди горожан стали стремительно распространяться слухи о «недоброкачественности» материалов: будто бы «взятый для постройки камень — красный песчаник — совершенно никуда не годен»; он рассыпается под руками, а «под влиянием солнца и сырости превращается в песок» (что не соответствовало действительности). Напоминает современную ситуацию, не правда ли?

Итоги работы комиссии были опубликованы в «Оренбургской газете» 1 июля 1900 г. Городские власти сообщали, что в целях «безопасного существования стен набережной на будущее время техники приняли решение подвести прочный каменный фундамент на цементном растворе под оставшимися в целости стенами, так, чтобы они везде опирались на материк. В месте обрушения, рядом с водосточной трубой, был сооружен спуск к реке с нижней площадкой, все части спуска и площадка ограждены опорными стенками, возведенными на материке».

Украшение набережной, ставшей визитной карточкой города, продолжилось в XX веке. Осенью 1953 г. председатель Чкаловского облисполкома Александр Жуков обратился к Министру промышленности строительных материалов СССР Павлу Юдину с просьбой выделить г. Чкалову (такое название с 1937 г. по 1958 г. носил г. Оренбург) кусок обработанного гранита для использования в качестве постамента к памятнику прославленному летчику Валерию Павловичу Чкалову. 

Согласно архивным документам, отметки залегания различных грунтов уточнялись на месте после начала строительства. Подошвы опорных бутовых столбов, возведенных из естественных камней неправильной формы, устанавливались на мергелистых песчаниках средней твердости, которые легко чертятся ножом с появлением царапин, но не рассыпаются от мороза и влаги. Фундаменты подпорных стенок спуска располагались на почвах с «допустимым напряжением (сопротивлением) не менее 4 килограмм на квадратный сантиметр».

Строительство спуска завершилось 12 июля 1955 г. Газета «Чкаловская коммуна» сообщала читателям, что спуск к р. Урал стал одной из самых ярких достопримечательностей города: «изящные белые портики с колоннами, открытые террасы с балюстрадами, закругленные лестницы будто бы обнимают оформленный ренессансной аркой грот».

Свой современный вид набережная г. Оренбурга приобрела в октябре 1982 г. по окончании строительства пешеходного моста. Газета «Южный Урал» указывала, что «работниками оренбургского участка свердловского управления «Уралэнергохимзащита» с помощью краскораспылителей были очищены пескоструйными аппаратами все металлические и железобетонные конструкции пешеходного моста через р. Урал. После чего мост был загрунтован, покрыт эпоксидной шпатлевкой и покрашен белой, практически не подвергающейся коррозии, эпоксидной эмалью».

Первоначально пешеходный мост через р. Урал был деревянным, его возводили заново каждый год по окончании половодья.

Строительство постоянного пешеходного моста на левом берегу р. Урал началось в 1980 г. За ходом строительства пристально следили журналисты газеты «Южный Урал». В ноябре 1980 г. они опубликовали ряд статей, в которых сообщали жителям города, что проект трехпролетного висячего моста системы «Арфа», состоявшего из четырех больших и пяти малых опор из сборного монолитного железобетона, был разработан московским институтом «Гипрокоммундортранс».

В 1982 году в районе спуска был построен знаменитый пешеходный мост «Европа — Азия». В 2017–2018 годах спуск был реконструирован.

Таким образом, архитектурная композиция, включающая в себя гармонично обустроенную набережную, каменный спуск и пешеходный мост через р. Урал, в настоящее время является визитной карточкой, одним из красивейших уголков города Оренбурга. Однако этот исторический памятник в последнее время часто ремонтируется, не выносит погоды зимой, половодья и наплыва жителей и туристов с наступлением тепла.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

шестнадцать − девять =