Татарский театр драмы имени Мирхайдара Файзи. Сложная судьба и величие театра!

175
Фото: bangkokbook.ru

Оренбург славен своими театрами! Однако большинство оренбуржцев не слышали, или никогда не были в одном из самых интересных театров города — в Татарском театре драмы имени Мирхайдара Файзи.

Благодаря обеспечению спектаклей синхронным переводом на русский язык театр посещают не только татары, но и представители многих других национальностей. Сегодня в Оренбуржье проживают в мире и согласии более 150 национальностей. Именно здесь, на стыке Европы и Азии, национальное татарское театральное искусство вносит свой вклад в дело сохранения и развития культуры славянских и тюркоязычных народов. Театр учит бережному отношению к национальному наследию и культуре, воспитывает в подрастающем поколении толерантность и уважение друг к другу.

Исторически сложилось так, что город Оренбург является колыбелью татарского театра. Первая татарская театральная труппа появилась именно в Оренбурге в 1905 году. Оренбургский государственный татарский драматический театр им. Мирхайдара Файзи достойно продолжает дело благородных создателей татарской театральной культуры. С первого дня своего существования театр живет и развивается на лучших произведениях татарской, русской и зарубежной классики, современной драматургии, которые способствуют становлению театра.

3 декабря 1905 года – был запрещен первый спектакль первой профессиональной труппы в Оренбурге. Кто же помешал театру выйти к своим первым зрителям? Представители приходов всех городских мечетей, посчитавших присутствие на сцене женщин-мусульманок оскорблением религиозных чувств. Цензор В.Д.Смирнов, своею властью запретивший для исполнения великие творения Гоголя, Островского, Горького, а вместе с ними произведения Камала, Амирханова, Кулахметова, Рамеева и многих других. Наконец, запрещение оренбургского губернатора. 

Рождение профессионального татарского театра в Оренбурге связано с именем Ильясбека Батыргареевича Кудашева-Ашказарского. Свое образование он продолжил в Казани, окончив казанскую татарскую учительскую школу. Там в 1902 году и организовал первую театральную любительскую труппу. Вернувшись в 1904 году на родину, Ильясбек Кудашев собирает единомышленников для предприятия. Первое препятствие не сломило прогрессивную, отозвавшуюся на призыв времени молодежь. В 1907 году труппа возобновляет постановку пьесы А.Островского «В чужом пиру похмелье» и после долгих хождений по канцеляриям получает разрешение сыграть спектакль в Оренбурге. Его показали не только в частных домах – с ним труппа выехала на свои первые гастроли.

Из труппы Кудашева-Ашказарского вышли талантливые актеры, режиссеры, композиторы и певцы. Вот только некоторые из них – И.Альмашев, Г.Болгарская, М.Валеев, А.Ишмуратов (Кулалаев), В.Муртазин-Иманский, Н.Сакаев, М.Саттаров-Тупикский, прославленная Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская и многие другие.

Деятельность молодой труппы Кудашева-Ашказарского, возникшей на волне первой русской революции, была пронизана передовыми идеями века – свободы, равенства, интернационализма, стремлением приобщить свой народ к русской, европейской и мировой культуре. Характерно, что в репертуар театра наряду с пьесами татарских и азербайджанских авторов включились произведения русских классиков, западноевропейских драматургов, причем многие из них шли в переводе Кудашева-Ашказарского.

Особенностью работы татарского театра было то, что сборы от спектаклей шли на общественные нужды – в помощь голодающим, учащимся, военнопленным, безработным. И еще – он всегда был со своими зрителями, со своим народом. Он выступал на открытых площадках в дни сабантуев, байги, джиинах, ярмарках. Вписавший первую страницу в историю татарского театра И.Кудашев-Ашказарский до конца жизни остался верен своему делу.

«По каким только городам и весям не рассыпался наш татарский народ! И какими желанными оказывались мы для людей, жаждущих своего, родного искусства. Общение с ними поддерживало нас» (Р. Рафикова)

Впрочем, в труппе татарского театра более, чем в какой-нибудь другой, нередки «многостаночники»: они играют, ставят спектакли, пишут пьесы, создают музыку, играют на различных инструментах, поют – и все в одном лице! Таким был Вали Галимович Фатыхов, несколько десятилетий возглавлявший театр. Как и многие его сотоварищи, он начал свой путь с участия в драматическом кружке. Это был любительский коллектив татарского полка, формировавшегося в революционном Оренбурге. В 1922 году в Оренбурге создается профессиональная татарская драматическая труппа «Шарык» («Восток») под руководством Сабира Кудашева-Гаспринского, куда и пригласили начинающего актера. Здесь ему посчастливилось работать с талантливыми, бесконечно преданными делу людьми.

Через несколько лет, окончив высшие курсы подготовки режиссеров в классе Станиславского и Немировича-Данченко в Москве, он становится директором и художественным руководителем театра. Предвоенные годы стали временем расцвета театра – в его состав входил оркестр, труппа выросла до сорока с лишним человек, работал художник-декоратор, были костюмерный цех и другие вспомогательные службы. Открылись возможности для постановки серьезных спектаклей по пьесам драматургов-классиков. И они появились в репертуаре театра – «Кыю кызлар» («Смелые девушки») Таджи Гиззата, «Асылъяр» («Прекрасная») Мирхайдара Файзи, «С?нгэн йолдызлар» («Угасшие звезды») Карима Тинчурина. 

В селах не только игрались спектакли – выступали с лекциями, беседами, работали в поле и на токах. Послевоенные трудности привели к закрытию театра. Но усилиями Вали Фатыхова и его сподвижников вскоре театр снова встречается со своими зрителями – он начинает работать под эгидой областной филармонии. Интенсивная творческая жизнь получила новый импульс. Только Вали Галимовичем Фатыховым (да других режиссеров и не было) поставлены сотни спектаклей – это пьесы татарских драматургов Мирхайдара Файзи, Хабиба Ибрагимова, Шарифа Камала, Карима Тинчурина, Юнуса Аминова, Шамиля Шаглиева, Эммы Шамиль и многих, многих других.

В мае 1967 года Вали Галимович Фатыхов стал заслуженным артистом РСФСР.Высокого класса профессионал, добрый, отзывчивый человек, Вали Фатыхов воспитал плеяду талантливых актеров, способствовал расцвету таланта тех, кто приходил в театр, имея немалый опыт. Невозможно назвать все их имена, вот только некоторые из оставшихся в памяти зрителей старшего поколения. Это уже знакомая читателю Разия Рафикова. Она дебютировала на оренбургской сцене в роли Сарвар, главной героини музыкальной драмы «Башмачки» Х.Ибрагимова.

В 1990 г. постановлением исполнительного комитета народных депутатов Оренбургской области был образован государственный татарский драматический театр. В 1991 г. ему присвоено имя известного драматурга, нашего земляка, классика татарской драматургии, Мирхайдара Файзи. В том же году театру было передано здание Оренбургской областной филармонии, которое требовало капитальной реконструкции.

В 2005 г. по инициативе губернатора области А. А.Чернышёва было принято решение об ускорении реконструкции. 18 декабря 2008 г. состоялось официальное открытие здания театра после реконструкции. У театра появилась возможность ставить спектакли на своей сцене с использованием современного сценического оборудования и постановочных средств.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

2 × 3 =