«А я иду, шагаю по Москве»! 85 лет со дня рождения Алексея Локтева

145
Фото: mixyfotos.ru

Алексей Локтев — советский и российский актер и режиссер театра и кино, гордость Оренбуржья. Алексей Васильевич стал звездой советского кинематографа, снявшись в культовых картинах 60-х годов. Но дальнейшая кинокарьера не сложилась, а перестройка и проблемы с алкоголем и вовсе перевели талантливого артиста в категорию людей с несостоявшейся творческой судьбой.

Алексей Локтев родом из Орска, где родился 30 декабря 1939 года. Родители не имели отношения к профессиональному искусству: отец Василий Иванович был инженером, работал начальником участка на заводе. Мама Надежда Александровна трудилась библиотекарем.

Талант Алексей унаследовал он нее — в юности Надежда играла в самодеятельном театре. Гастролировавший по Уралу МХАТ был впечатлен игрой девушки и позвал ее в Москву, но ничего не вышло — Надю не отпустили родители.

В середине войны, в 1943 году, Василия Локтева перевели работать в Москву. В столице маленький Алексей начал учиться и заинтересовался искусством. Первые выходы на сцену состоялись в театральной студии при ЗИЛе: мальчиком он исполнял роль Буратино, а юношей — Меркуцио из «Ромео и Джульетты».

После окончания школы Локтев попытался поступить во ВГИК, но ему отказали — юношу сочли нефотогеничным. Год после этого Алексей проработал на отцовском заводе обычным токарем, а на следующий год все-таки поступил на актерский факультет, но уже в ГИТИС.

Уже на 1 курсе способного студента утвердили на небольшую роль в картину «Дом, в котором я живу», а через 3 года доверили уже главную роль Гены Сахненко в мелодраме «Прощайте, голуби», которая принесла Локтеву широкую известность. После первого успеха его стали приглашать в кино часто, а в 1963 году дипломированному актёру досталась одна из главных ролей в лирической молодёжной комедии Георгия Данелия «Я шагаю по Москве».

Локтев, несмотря на известность и до «Я шагаю по Москве», на площадке и в жизни не вел себя как знаменитость — в молодости он был очень стеснительным. В результате актер идеально попал в образ сибирского паренька Володи, приехавшего в столицу, — между Алексеем Васильевичем и персонажем было много общего.

Картина удостоилась наград на XVII Каннском кинофестивале, Всесоюзном кинофестивале и конгрессе УНИАТЕК в Милане.

Этот фильм посмотрели 20 миллионов советских зрителей, а молодые актёры, снявшиеся в нём, вмиг стали знамениты и узнаваемы. Больше таких ярких ролей в жизни Алексея Васильевича не было, впоследствии его внимание целиком поглотил театр – без него актёр не мог прожить ни дня. После окончания ГИТИСа его принял в труппу Московский театр им. Пушкина, где Локтев прослужил 10 лет и сыграл множество замечательных ролей.

Потом вместе с режиссёром Борисом Равенских перешёл в Малый театр, а после его смерти переехал в Ленинград и стал актёром Александринского театра. Вновь вернувшись в Москву в конце 80-х, он основал свой собственный театр ТАЛ (Театр Алексея Локтева, где был и актёром, и режиссёром, и руководителем. Помещения у театра не было, постановки ставились на чужих сценах.

В фильмах в те времена актёр сниматься отказывался, считал, что настоящее кино умерло, а тенденции постсоветского кинематографа не для него:

«А кого мне играть сегодня — бандюгу, вороватого дельца или прохиндея-политика? Зачем предавать идеалы юности и обманывать самого себя?! Надоело видеть на экране уродов! Литературный материал, разрушающий человеческую душу, в работу никогда не возьму. Давно пора возвращаться к родным корням, отбросив всю западную шелуху» — считал Алексей Васильевич.

Локтев дважды был женат и имел четверых детей. Первая жена, однокурсница Жанна, забеременела вскоре после того, как они стали встречаться. И хоть никаких настоящих чувств между ними не было, парень принял решение жениться, не хотел, чтобы его ребёнок рос без отца. Студенческий брак прожил 3 года, но бытовые проблемы в итоге разрушили его – молодые родители не смогли сохранить семью даже ради сына.

Со второй женой, Светланой Лощининой, актёр познакомился на съёмках исторического фильма «Семья Коцюбинских». Многие потом удивлялись – как Светочка согласилась выйти за Алексея замуж, ведь он уже тогда беспробудно пил? И в самом деле, после этой картины в фильмографии артиста идут сплошняком телеспектакли – режиссёры перестали приглашать его в хорошие проекты.

Она так и не увидела, как он бросил пить – в 42 года у женщины обнаружили онкологию, болезнь была уже на последней стадии, и через год актрисы не стало.

Овдовев, Локтев словно с цепи сорвался, стал пить до беспамятства, пытался залить боль потери и заглушить чувство вины – ведь, считай и не пожили по-человечески. А потом вдруг, как отрезало – проснувшись с очередного бодуна, Алексей Васильевич сказал себе: Всё, хватит! И с тех пор ни разу не притронулся к бутылке. Позже он говорил, что вроде и не его слова это были, а Божьи, будто Господь шепнул на ухо, да так, что артист понял – пить он больше не будет никогда.

Он вернулся в Москву, а друзья-приятели его уже и не ждали, думали, помер давно от водки этой проклятущей. Поступил на службу в труппу театра «Глас», первого заведения православной направленности – Локтев тогда уже пришёл к вере, стал частым прихожанином Никольской церкви в Мытищах, что неподалёку от его дома. Позже он изучил церковнославянский язык, последние годы жизни пел в хоре и работал алтарником.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

3 × три =