город Оренбург, Оренбургская область

182
Флаг города Оренбурга

Оренбург — город Оренбургской области. Расположен в Юж. Предуралье, на р. Урал (берега соединяют пешеходный мост с символич. знаками границы между Европой – на правом берегу и Азией – на левом, 1980-е гг., и канатная дорога, 2006), близ впадения в неё р. Сакмара. Узел железных и автомобильных дорог. Междунар. аэропорт.

Районы Оренбурга

Выделяются 4 территориальные единицы округов — районы. Северный округ включает Промышленный и Дзержинский районы, а Южный — Ленинский и Центральный.

Северному округу города Оренбурга подчинены 7 сельских населённых пунктов: посёлки Каргала, Холодные Ключи, Троицкий, Красный Партизан и Самородово, сёла Краснохолм и Пруды.

Южному округу города Оренбурга подчинены 3 сельских населённых пункта: село Городище, посёлки Бердянка и Нижнесакмарский.

Основание Оренбурга

Оренбург основывался трижды. Сначала — в августе 1735 г. Оренбургской экспедицией под руководством И.К. Кирилова при впадении реки Орь в Яик (Урал). Место оказалось неудачным — в половодье крепость основательно затапливало, и через шесть лет она была перенесена на берег Яика, туда, где в наши дни находится село Красногор. Весной 1742 г. начальник Оренбургской комиссии (так в это время именовалась Оренбургская экспедиция) И.И. Неплюев посчитал расположение города у Красной горы неподходящим и летом 1742 г. выбрал то место, где сейчас расположен исторический центр Оренбурга.

Крепость Оренбург

Сразу после закладки 19 (30 по новому стилю) апреля 1743 г. началась интенсивная работа по строительству города и крепости. Весной 1744 г. новый город стал центром созданной огромной Оренбургской губернии. Она занимала территорию современных Башкирии, Оренбургской и Челябинской областей, части Свердловской и Пермской областей, почти всей Татарии и значительной части Казахстана — вплоть до Каспийского и Аральского морей.

Крепостные сооружения самого Оренбурга имели форму многогранника, с выдвинутыми десятью бастионами и двумя полубастионами, глубоким рвом и земляным валом общей длиной более пяти верст. В крепости было четверо ворот: Сакмарские — на севере, Орские — на востоке, Чернореченские — на западе и Яицкие, или Водяные, — на юге.

Город имел регулярную планировку и был разбит на кварталы двадцатью пятью прямолинейными улицами, проложенными крест-накрест. Был построен Гостиный двор, а за его пределами, за Яиком — Меновой двор (на нем велась торговля преимущественно с казахами, основным меновым товаром которых были лошади и овцы; в 1787 г. здесь была отмечена рекордная сделка — 373761 голова скота).

Оренбургское казачье войско

В 1755 г. было создано Оренбургское казачье войско, за крепостной стеной стали селиться казаки, это восточное предместье назвали Форштадтом. В 1773-1774 гг. Оренбург пережил полугодовую блокаду повстанческой армии Пугачева, а в 1775 г. Императрица Екатерина II распорядилась переименовать реку Яик в Урал, дабы стереть память о народном движении. После этого Оренбург, долгие годы отдаленный от центра, захолустный, да к тому же отличающийся резко континентальным климатом. Оренбург в Российской империи считался одним из мест ссылки.

В XIX в. Оренбург вошел в основном одноэтажным. Застройку тормозила не только бедность мещанской части населения, но и положение о воинском постое, по которому военные безоговорочно ставились на квартиру в частные дома. Обывателям оставалась для жительства лишь часть собственного дома, обычно меньшая и худшая. Поэтому невыгодно было строить большие дома, ведь хозяину все равно доставалась одна небольшая комната.

С 1802 г. Оренбург стал уездным городом, все гражданские губернские учреждения снова возвратились в Уфу, где был центр губернии, но резиденция и управление военного губернатора остались в Оренбурге, что существенно влияло на дальнейший рост и благоустройство города. После войны 1812 г. к западу от крепости появилось второе предместье города — Голубиная, или Солдатская, слободка. Первое время в ней селились преимущественно солдаты, затем — беднейшие слои населения.

В 1848 г. Оренбург пережил эпидемию холеры. Из 18 тыс. жителей в течение шести недель умерло 2800 человек.

В 1862 г. Оренбургскую крепость упразднили за ненадобностью (пограничная линия к этому времени проходила уже по Сыр-Дарье), а укрепления разрушили. Город стал расти, появились Новая слободка, Аренда и Новостройка, расширился Форштадт. К 1876 г. до Оренбурга дошла железная дорога из Самары, что стало причиной значительного ускорения расширения города.

В конце XIX в. в городе работало множество различных производств, проживало почти 73 тыс. человек. В 1901 г. началось строительство Ташкентской железной дороги, которая связала Оренбург со Средней Азией, значительно повлияв на дальнейшее развитие промышленности края и самого города. После начала Первой мировой войны в городе резко возросла численность населения. Это было связано с большим количеством беженцев, а также немцев, выселенных с полосы в 150 км шириной вдоль западной границы Российской империи.

Захвативший власть в городе атаман Оренбургского казачьего войска А.И. Дутов был выбит из Оренбурга 18 (31) января 1917 г. Однако после восстания Чехословацкого корпуса он вернул контроль над городом, в котором продержался еще семь месяцев. 22 января 1919 г. части Красной армии окончательно заняли Оренбург. Весной 1919 г. развернулось наступление армии Колчака. Его войска подошли к Оренбургу и взяли его в осаду, которая продолжалась более 100 дней.

Оренбург столица

С 1920-го по 1925 г. Оренбург был столицей Киргизской (впоследствии Казахской) АССР. 1928 г. — стал центром округа в составе Средне-Волжской области (затем Средне-Волжского края). В 1930 г. округ ликвидировали и Оренбург стал районным городом края. В декабре 1934 г. из Средне-Волжского края была выделена Оренбургская область с центром в Оренбурге.

Город Чкалов

С 1938-го по 1957 г. город назывался Чкалов (хотя великий летчик в Оренбурге не бывал). В годы Великой Отечественной войны в Оренбург было эвакуировано множество промышленных предприятий, что дало мощный толчок развитию города. Дальнейший рост Оренбурга связан с освоением газоконденсатного месторождения, благодаря которому численность населения города увеличилась практически вдвое. Оренбург окружили предприятия по добыче, транспортировке и переработке газа и газового конденсата. Значительно расширились инфраструктура города и его жилой фонд.

Главы города Оренбурга

Лобачев Михаил Михайлович

19.04.1990 — 30.12.1994

Солдатов Георгий Петрович

19.04.1990 — 30.12.1994

Родился 17 июня 1947 года в г. Оренбурге. В 1973 г. окончил с отличием Оренбургский политехнический институт.

Донковцев Геннадий Павлович

28.04.1993 — 09.09.2000

Родился 21 января 1945 года в городе Ашхабаде. В 1949 году его семья переехала в Оренбургскую область.

Мищеряков Юрий Николаевич

13.09.2000 — 30.10.2015

Родился 1 января 1945 года на станции Агадырь Жана-Аркинского района Карагандинской области Казахской ССР. В 1962 году переехал в город Оренбург, поступил в школу рабочей молодежи и одновременно работал в геофизической экспедиции.

Арапов Евгений Сергеевич

30.10.2015 — 08.10.2018

Родился 12 августа 1971 года в городе Оренбург. Отправлен в отставку Оренбургским городским советом за нарушения антикоррупционного законодательства.

Сергей Николаев

И.О. 09.10.2018 — 19.12.2018

Родился в польском городке Легница 25 марта 1969 года. В 1993 году получил специальность «Промышленная электроника» в Оренбургском политехническом институте.

Кулагин Дмитрий Владимирович

20.12.2018 — 10.12.2019

Родился 9 января 1968 года в Оренбурге. Окончил оренбургскую среднюю школу № 40 с отличием. После окончания школы учился на автотранспортном факультете Оренбургского политехнического института.

Ильиных Владимир Алексеевич

06.02.2020 — 28.09.2021

Родился 20 мая 1975 года в Североуральске, Свердловской области. 28 сентября 2021 года Владимир Ильиных написал заявление об освобождении его от занимаемой должности.

Салмин Сергей Александрович

24.03.2022 — н.в. глава города Оренбурга

Родился 25 июня 1975 года в Бузулуке, Оренбургской области в многодетной рабочей семье. Мама Лидия Александровна работала на перчаточной фабрике, отец Александр Александрович — водителем в ПОГАТ, а затем на железной дороге.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

2 + тринадцать =